NFT искусство - способ заработать или зарождения нового творчества?

NFT искусство - способ заработать или зарождения нового творчества?

Золотая лихорадка, последовавшая за продажей цифровых изображений в качестве NFT (невзаимозаменяемые токены) весной 2021 года - в частности, аукцион Beeple's Everydays: the First 5000 Days, принесший Christie's $69,3 млн - привлекла внимание к цифровому искусству. По сложным причинам цифровое искусство не получало должного внимания со стороны мира и рынка искусства с 1960-х годов, и оно более чем заслуживает повышенного интереса. Но бум NFT и связанная с ним шумиха сильно размыли понимание того, что такое цифровое искусство и как это искусство (или вообще любое искусство) связано с NFT.

Термин "NFT-искусство" предполагает, что он описывает такой медиум, как видеоарт или перформанс, но подавляющее большинство так называемого NFT-искусства использует невзаимозаменяемые токены в качестве механизма продажи, а не медиума. Будучи невзаимозаменяемыми единицами данных, хранящимися на блокчейне, NFT в конечном итоге являются ничем иным, как цифровыми сертификатами подлинности. Они хранятся в блокчейне, но активы, которые они удостоверяют, обычно не хранятся.

Бум NFT привел к тому, что публичный образ цифрового искусства, которое охватывает широкий спектр творческого выражения, свелся к отдельным воспроизводимым цифровым изображениям, анимированным gif-файлам или видеоклипам - стандартным формам цифровых коллекционных предметов и культуры мемов. Возможно, существует сегмент криптомира, который благодаря NFT открыл для себя широту и историю цифрового искусства и начал его поддерживать, но этот сегмент, похоже, представляет собой лишь небольшое пересечение на диаграмме Венна коллекционеров традиционного искусства и коллекционеров NFT.

С 1960-х годов цифровое искусство использовало характеристики цифровых технологий в режиме реального времени, партиципаторности, генеративности и изменчивости, а также размышляло об их природе и влиянии. Пионеры этого вида искусства, часто называемые "алгористами", среди которых были Гарольд Коэн, Чак Ксури, Герберт Франке, Манфред Мор, Вера Молнар, Фридер Наке, Джоан Тракенброд и Роман Веростко, создавали алгоритмические рисунки, в которых перьевые плоттеры рисовали на бумаге результаты написанного художником кода.

В последующие десятилетия цифровое искусство развивалось в различных формах, от интерактивных инсталляций, программного искусства и сетевого искусства до виртуальной реальности, дополненной реальности, искусственного интеллекта и небольшого процента крипто- или NFT-искусства, которое концептуально использует блокчейн в качестве среды. Цифровому искусству все еще не хватает полной интеграции в основной мир искусства, но его поддерживает все большее число коллекционеров и арт-институций. Воспроизводимость и тиражирование цифрового искусства функционируют аналогично фотографии или видео, а бумажная работа, сопровождающая приобретение цифрового искусства учреждением, обычно намного сложнее, чем типовые смарт-контракты NFT.

NFT выполняют функцию аутентификации для небольшой части цифрового искусства - цифровых изображений, которые "живут" и циркулируют в сети. По иронии судьбы это привело к распространенной сегодня практике, когда художники и галеристы майнят NFT для screenshots или коротких клипов из более сложных, часто генеративных и интерактивных цифровых произведений искусства, которые доступны по более низким ценам, чем отрывки изображений, предлагаемые в качестве NFT. Выигрывают ли цифровые изображения от неизменности, обеспечиваемой аутентификацией NFT, - это еще один вопрос. В своем эссе "Произведение искусства в эпоху цифрового воспроизводства (эволюционирующий тезис 1991-95)" Дуглас Дэвис приводит доводы в пользу оригинальности момента, когда мы копируем и пересматриваем цифровые изображения, сила которых часто заключается в возможности ремикса и свободного распространения.

Более сложный подход

За последний год вывешивание jpegs на блокчейн стало нормой при создании и продаже NFT-искусства, но художники закладывали фундамент для более сложных подходов на протяжении почти десятилетия. В 2014 году Кевин Маккой и Анил Даш представили форму прото-NFT, которую они назвали "монеграфы" (монетизированная графика), в Новом музее в рамках ежегодной инициативы Rhizome "7 × 7", объединяющей семь художников с семью технологами. Монеграфы МакКоя и Дэша были задуманы для поддержки художников и творцов, опираясь на смарт-контракты, включающие авторские отчисления и разрешения на совместное использование и ремикширование. Целью была поддержка творческой практики, а не спекуляция. В 2017 году британская художественная организация Furtherfield под руководством Рут Катлоу и Марка Гарретта опубликовала книгу Artists Re:thinking the Blockchain, в которой рассказывалось об искусстве, концептуально исследующем потенциал организации природных и социальных систем с помощью блокчейна. Художница Ева Сассман в своей работе 89 seconds Atomized (2018) играет с правом собственности, разбивая доказательство художника ее нашумевшего видео 89 seconds at Alcázar на 2 304 уникальных коллекционных "атома" или токенов, которые могут быть собраны для показа сообществом коллекционеров. В проекте Дженнифер и Кевина Маккоя "Открытый ключ/Частный ключ" (2019), выполненном по заказу Музея Уитни, исследуется токенизированное донорство путем передачи произведения в дар музею и открытого отбора 50 человек, которые могли принять, обменять и передать свой донорский титул через NFT. Такие работы NFT, как "Каждая икона" Джона Ф. Саймона-младшего (2021), приводят в движение генеративный процесс, а код хранится в блокчейне.

Золотая лихорадка NFT была вызвана инвестициями, и мир искусства следует за экономикой, а не наоборот. Чтобы блокчейн не превратился в метафорический клубок цифрового искусства, мир искусства должен признать богатую историю этого вида искусства и его потенциал для творческого освоения криптопространства и децентрализованного распределения.

Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив